Бизнес online, Казань,
5 июня 2017 г.
Груничев вскрыл сговор «уклонистов» от ОСАГО: кто организовал дефицит полисов?
785 просмотров
Республиканское УФАС оштрафовало «Росгосстрах», указав на кулуарное соглашение с российским союзом автостраховщиков, которое привело к дефициту полисов ОСАГО на рынке. Эксперты «БИЗНЕС Online» связывают уклонение от заключения договоров с убытками и возлагают надежды на электронные полисы. Между тем перспективы нового противостояния туманны: предыдущее предписание УФАС в адрес РСА на почве сверхдорогих запчастей не устояло в апелляционной инстанции Арбитражного суда.
Как Груничев раскрыл сговор страховщиков
Республиканский УФАС открыл новый фронт противостояния со страховыми компаниями, оштрафовав ПАО «Росгосстрах» за нарушение антимонопольного законодательства — пока на символические 50 тыс. рублей. Поводом для возбуждения дела, начатого еще в декабре 2016 года, стали многочисленные жалобы от автовладельцев в отношении страховой компании, которая под любым предлогом отказывалась заключать договоры ОСАГО. «В качестве причин страховые компании указывали, в том числе, отсутствие бланков страховых полисов» — утверждают в ведомстве Александра Груничева. Антимонопольщики установили, что в 2014 году 30% всех заключенных полисов ОСАГО на территории Татарстана приходилось на долю «Росгосстраха», тогда как в 2016 году доля договоров общества в этом сегменте упала почти в два раза — до 16%. «Последствием такого сокращения количества заключенных договоров явилось создание дефицита на рынке ОСАГО» — сделали вывод в УФАС. По их сведениям, из 59 офисов и отделений «Росгосстраха» лишь 18 обеспечивали бесперебойную выдачу полисов, а остальные, получается, «уклонисты».
Бланки ОСАГО страховым компаниям по законну выдает Российский Союз Автостраховщиков. В РСА в ответ на запрос антимонопольного органа развели руками: в 2016 году «Росгосстрах» изначально запросил значительно меньше бланков, так что дефицит был неминуем. Это дало повод записать союз в соучастники. «Это значит, что Российский союз автостраховщиков, располагая сведениями о ситуации на рынке, не предпринял попытку стабилизировать и урегулировать ее, — посчитали в УФАС. — Также стоит отметить, что изготовление бланков страховых полисов и установление количества договоров носит заявительный характер и зависит от воли страховой компании без учета фактической потребности в обеспечении бланками страховых полисов».
В итоге комиссия Татарстанского УФАС России объяснила подобные действия ПАО СК «Росгосстрах» и РСА заключением внутреннего соглашения. «Такое соглашение не только обеспечило невозможность заключения договора ОСАГО в момент обращения гражданина, но и привело к ограничению конкуренции: иные страховые организации вынуждены были заключать договоры в том количестве, которое раннее обеспечивал „Росгосстрах“, а в случае достижения необходимого показателя страховой организации-конкуренту приходилось необоснованно отказывать в заключении договора по причине отсутствия бланков полисов», — заключили в ведомстве. Это и привело к дефициту на рынке ОСАГО. Заметим, что тенденция начала набирать силу после жесткой кампании ЦБ и УФАС по борьбе с «допами» — дополнительными услугами, которыми страховые компании пытались обусловить заключение убыточных, с их точки зрения, договоров ОСАГО. Как только эта лазейка исчезла, возникли перебои с полисами.
В заключении УФАС, опубликованном на сайте, есть и позиция самой страховой компании. «Ответчик пояснил, что в связи с обновлением кадрового состава не все сотрудники офисов продаж были обеспечены доверенностями, в которых были предусмотрены полномочия, без которых они не могли заключать договоры ОСАГО. Однако подтверждающие данную информацию документы в адрес Татарстанского УФАС России не были представлены» — следует из сообщения УФАС по РТ. Получить комментарий в офисе Росгосстраха в РТ «БИЗНЕС Online» не удалось — в юротделе компании отказались отвечать на вопросы издания, запрос в адрес руководства также остался без ответа.
Отметим, в 1 полугодии 2017 года, по данным самого РСА, татарстанские страховые компании направили в свои офисы почти 11 млн бланков ОСАГО, в 4 квартале 2016-го — 10,5 млн бланков. Стоимость полиса ОСАГО сильно зависит от разных факторов, но для Казани на период использования авто от 10 месяцев с мощностью двигателя 70-100 составляет от 13 до 16 тысяч рублей.
Антинопольщики проиграли суд по дорогим автозапчастям
Это уже не первое противостояние между УФАС по РТ и участниками страхового рынка. Около года назад УФАС по РТ выдал предписание РСА на почве непомерно завышенных цен на автозапчасти. Антимонопольщики Татарстана тогда признали незаконными справочники, которыми пользуются страховщики при расчетах выплат автостраховок. УФАС установило, что в этом справочнике реальные рыночные цены были занижены: на автозапчасти — на 30%, а на материалы — на 25%. Общий ущерб владельцев страховок в Татарстане за 2015 год был оценен в 1,4 млрд рублей, недоплаченных автовладельцам.
Как УФАС смог доказать нерыночность заложенных в справочнике цен? «Расчеты цен в Поволжском регионе, куда входит Татарстан, проводились по данным Самары и Тольятти — городах с крупными оптовыми поставками автомбильных запчастей. Причем составителей справочника не смутило, что некоторых деталей просто не былов наличии в олпрошенных магазинах», — рассказывал журналистам на тот момент замруководителя УФАС по РТ Павел Козел. В итоге ведомство потребовало от РСА провести широкий мониторинг цен на автозапчасти и материалы и исправить данные справочника.
РСА не стал с этим мириться, и попытался опротестовать решение татарстанских антимонопольщиков в арбитраже. В первой инстанции автостраховщики потерпели поражение: арбитраж РТ оставил решение УФАС в силе. Однако апелляционная инстанция — 11-й апеляционный суд в Самаре — буквально на днях, 30 мая встала на сторону автостраховщиков, постановив отменить решение УФАС. Таким образом, РСА взяли реванш. Продолжатся ли судебные тяжбы на сегодняшний день, неизвестно, а вообще и это решение можно обжаловать в двухмесячный срок. Впрочем, дискуссия о стоимости деталей утратила смысл: согласно недавно вступившим в силу поправкам, страховщики возмещают ущерб не деньгами, а «натурой», то есть ремонтом в аккредитованных автомастерских.
Ответом же на дефицит полисов в печатном виде стало внедрение их продаж в электронном виде — правда, и там, судя по жалобам автовладельцев, не все так гладко. «Стало проще, но не все еще хорошо, потому что сейчас начались другие проблемы, — говорит Рамиль Хайруллин, региональный представитель ФАР („Федерация автомобилистов России“). — Вроде бы, есть возможность купить автостраховку через сайт, но тут начинаются проблемы на самих сайтах. Кто-то оплатить не может, у кого — то форма не грузится, у кого-то скидка не читается. Сейчас начались проблемы технического характера, поэтому мне кажется, что это нужно делать не через сайты компаний, а напрямую через сайт РСА. Мне кажется, так будет лучше». Но это, видимо, тема следующего расследования УФАС.
«Как вы это представляете — темной ночью за городом работники РСА и Росгосстраха сговариваются?»
Эксперты «БИЗНЕС Online» прокомментировали новый фронт борьбы антимонопольного ведомства и игроков рынка автострахования.
Рустэм Сабиров, вице-президент Союза страховщиков Татарстана, директор ООО «Полиссервисконсалтинг»:
— Наш УФАС в области страхования самый активный во всей России, всем остается только удивляться и недоумевать по поводу того, с чем это связано. По крайней мере, в сфере автострахования антимонопольное ведомство проявляет свою активность достаточно регулярно. А предыдущее «громкое» разоблачение автостраховщиков, связанное с якобы завышением цен на автозапчасти, неделю назад не устояло в суде. Правда, в СМИ информации об этом не было.
Сейчас появляются претензии УФАС к страховым компания, которые не продают электронные полисы. Они кругом видят сговор как большевики в 37 году. Как вы это представляете — темной ночью за городом работники РСА и Росгосстраха сговариваются? В чем тут интерес РСА? Что за глупость такая? Эти вопросы регулируются государством. А коммерческая компания Росгосстрах сама может определять свою политику и решать, сколько выдать полисов. Какие-то компании свою долю на рынке увеличивают, какие-то уменьшают, это нормальное явление. Росгостсрах свою долю уменьшил, и связано это не со сговором, а с убытками, которые компания понесла в 2016 году (по итогам 2016 года «Росгосстрах» получил 33 млрд рублей чистого убытка по МСФО — прим. ред.). В том числе это произошло из-за ОСАГО. Может, УФАС лучше стоит задуматься о том, чтобы тарифы или коэффициенты поменять? Вот сейчас банковский кризис, завалили кучу банков не без помощи СМИ. Сейчас давайте завалим еще пару страховых компаний. Татарстанский рынок единственный в регионе остался кто, еще жив более менее. Посмотрите что в районах происходит. В Зеленодольском районе было представлено 30 филиалов страховых компаний, сегодня там осталось 1-2 компании, включая Росгосстрах. Бизнес уходит из-за убытков.
Из всего этого я делаю вывод, что УФАС по РТ все вопросы, связанные с монополизацией рынков в республике, решило, раз так взялось за автострахование. Вопрос у меня в другом — кто оплатит этот «банкет», при котором десятки и сотни людей тратят время, средства, арендуют здания. В конечном итоге расходы на эти затеи обходятся государству очень дорого.
Мнение страховщиков однозначное — дело УФАС по РТ на почве соглашения медлу Росгосстрахом и РСА высосано из пальца. Это лишь попытки ведомства самоутвердиться и показать личную преданность. Но это лишь отнимает время и деньги у бизнеса, а проблем не решает.
Уход с рынка страховых компаний компенсирует продажа электронных полисов. Это самый простой вариант, с этого года этот механизм заработал.
Фарид Хамадеев — руководитель казанского филиала страховой компании ERGO:
— Возможно, Росгосстрах запросил меньше полисов, потому что захотел уменьшить количество своих договоров. А Российских союз автостраховщиков на это не отреагировал, поэтому УФАС и возмутился, ведь РСА контролирует выдачу полисов. Я считаю, что РСА в этом случае вовремя не отреагировал на действия Росгосстраха. Не думаю, что здесь какой-то сговор, союз не проанализировал их маленький запрос. Отказывать же в заключении договора не имеют права, ОСАГО — обязательный вид страхования, и если у тебя есть лицензия, ты обязан заключить этот договор. Конечно, есть условия, при которых возможен отказ в данный момент. Допустим, не работает система сверки КБМ, тогда человек приходит через некоторое время. При этом я не утверждаю, что эта ситуация не привела к кризису на рынке ОСАГО. Если Росгосстрах заказал меньше бланков, а другие компании как обычно, то, естественно, бланков не хватит. Число заключенных договоров в конечном итоге, вероятно, не сокращается по той причине, что полисы привезли из других регионов. К тому же есть электронные полисы, они не связаны с бланками. Да и другие компании больше заказали.
Рамиль Хайруллин, региональный представитель ФАР («Федерация автомобилистов России»):
— Как я понял, это предписание УФАС выдал за 2016 год. Сейчас, когда появились электронные полисы, проблем стало намного меньше. Личного посещения уже не требуется. А в прошлом году — да, когда этот переходный период был, когда кто хотел — продавал полисы, кто не хотел — не продавал, то проблемы для водителей создавались. Все делалось, скорее всего, с единственной целью — чтобы продавить повышение цен. Страховщики говорили, что ОСАГо для них невыгодно. Они вообще требуют свободные тарифы, уже давно. Им очень нужны свободные тарифы, которые бы они сами устанавливали, и чтобы никто в этот вопрос не вмешивался. Они считают, что рынок все сам отрегулирует.
Но я против свободного рынка на автостраховку. Потому что ОСАГО — дело не добровольное, а принудительное. Соответственно, нельзя позволять страховщикам взять и написать за него любую цену. Продукт-то этот в большинстве случаев социальный, он касается каждого и каждый его должен суметь купить без сильного материального ущерба для себя.
Вся пресса за 5 июня 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Антимонопольная политика, Регионы, Игроки
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 ноября 2024 г.
|
|
Ведомости онлайн, 26 ноября 2024 г.
Госдума приняла закон о распространении действия ОСАГО на Белоруссию
|
|
Агентство городских новостей Москва, 26 ноября 2024 г.
Госдума одобрила законопроект о новых штрафах за повторное вождение без ОСАГО
|
|
Тренд, Баку, 26 ноября 2024 г.
Азербайджан и Турецкая Республика Северного Кипра подписали меморандум в области страхования
|
|
Финмаркет, 26 ноября 2024 г.
«Газпромбанк Инвестиции» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхования» с целевой ценой 140 руб.
|
|
Report.Az, Баку, 26 ноября 2024 г.
В Азербайджане зафиксирована рекордная выплата по страховке грузов
|
|
orenday.ru, Оренбург, 26 ноября 2024 г.
Афера не удалась: 4 автоподставщика вернут страховой компании 500 000 рублей
|
|
За рулем, 26 ноября 2024 г.
Эксперт предлагает минимизировать штрафы для тех, кто забыл полис ОСАГО в первый раз
|
|
Российская газета, 26 ноября 2024 г.
Процесс
|
|
День республики, Черкесск, 26 ноября 2024 г.
Получили господдержку по агрострахованию
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 26 ноября 2024 г.
Полисы ОСАГО могут подорожать уже весной
|
|
Коммерсантъ-Саратов, 26 ноября 2024 г.
В Саратове осудят жителей за мошенничество со страховыми выплатами на 13,5 млн
|
|
Frank Media, 26 ноября 2024 г.
«Ак Барс Страхование» получило лицензию на перестрахование
|
|
Report.Az, Баку, 26 ноября 2024 г.
В Азербайджане страховой рынок вырос на 9%
|
|
Агроэксперт, 26 ноября 2024 г.
Площадь застрахованных посевов в РФ выросла на 40%
|
|
Новости Саратова, 26 ноября 2024 г.
Как сменить регион страхования на Госуслугах
|
|
Банки.ру, 26 ноября 2024 г.
Великобритания ввела санкции против двух российских страховых компаний
|
|
За рулем Кубань, Краснодар, 26 ноября 2024 г.
Депутаты предложили увеличить выплаты по ОСАГО до 650 тысяч рублей
|
 Остальные материалы за 26 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|